Талзи С.С., аспирант УРАО ИПО,
учитель нач. классов, ГОУ школа № 325,Санкт –
Петербург
Современное школьное образование отражает общие, присущие
образовательным системам внутренние цели — содействовать развитию человека, его
культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс школьного образования обеспечивает расширение
и усложнение индивидуальных
ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в школьном
детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему
фундаментом для полноценного развития.
Детство — уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и
спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом
мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит найти важнейшие
механизмы и факторы развития ребенка.
Как мы постигаем мир школьного детства? Как открываем его влияние на развитие ребенка?
Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства.
Ключ к познанию школьного
детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей
детской природе, деятельности школьника и естественном выражении его активности.
Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений
ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном
развитии. Эта
особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами. Классическими стали
слова К. Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре,
не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях
с людьми, в отношении
к миру.
Подчеркивая
роль игры в развитии школьника, С. Л. Рубинштейн
писал: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить.
Но именно потому, что он живет, он в
игре и получает первую, совершенно
специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка;
проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка».
Характерной
особенностью нашего времени является повышение
роли игры в различных сферах жизни и деятельности человека. Игра становится существенным компонентом
развития личности, важным механизмом
социализации. Процесс Социализации разворачивается как путь активного
вхождения ребенка в культуру и присвоения им доступного содержания Культурного опыта в субъектной роли в разных видах
детской деятельности, общения и
познания. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а
является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с
людьми.
Возрастающая культурная
ориентированность современного школьного образования определяет необходимость в становлении у детей субъектных свойств, в проявлении
самостоятельности, активности и творчества. Рассмотрим данный вопрос на примере изучения традиций народной культуры.
Русская ярмарка.
Цель.
Прививать
у детей любовь к родному краю, развивать стремление изучать историю родного
края сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков;
Задачи:
·
продолжить
знакомство детей с культурными традициями народа;
·
формировать у
молодого поколения уважение к родной стране;
·
способствовать
развитию навыков групповой и индивидуальной работы;
·
развивать
коммуникативные навыки и креативные способности детей, а так же нравственное и
эстетическое воспитание школьников, по средствам привлечения к активной
творческой деятельности;
·
воспитывать
доброжелательность в отношениях со сверстниками. Участники:
дети 7 – 15 лет.
Место
проведения: клуб лагеря.
Ход
праздника:
(Звучит
фонограмма русской народной песни)
Ведущий
1: Добрый день, гости дорогие!
Добро пожаловать на нашу ярмарку!
Ведущий
2: В старину у нас очень любили
проводить народные ярмарки. Ярмарки считалась праздником, а народная мудрость
гласит: любая душа празднику рада!
Ведущий
2: На ярмарках не только
торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели,
плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Ведущий
3: Хотите побывать на старинной
ярмарке?
(Зрители
отвечают хором "Да”!) Ведущий
1: Тогда, Зазывалы – собирайте
народ!Творческий номер
Зазывала:
Гости желанные, званные и
незваные!
Худые
и тучные, веселые и скучные!
Все
скорей спешите к нам!
Рады
всяким мы гостям!
Зазывала:
Люди старые и молодые, женатые и
холостые,
милости просим на наш праздник!
Зазывала:
Здравствуйте лебедки,
здравствуйте молодки!
Зазывала: Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Почтенные
и молодые, полные и худые
Мы
рады гостям, как добрым вестям!
Зазывала:
Всех привечаем, душевно
встречаем, на ярмарку
приглашем!
Ведущий
1: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите
все сюда!
Здесь
шутки, песни, танцы
Давно
вас ждут, друзья!
Ведущий
2: Эй, не стойте у дверей,
Заходите
к нам скорей!
Ведущий
3: И со всех отрядов лагеря
Все
на ярмарку пришли!
Народ
собирается, Ярмарка открывается!Творческий номер
Ведущий
1:Солнце яркое встает,
Спешит
на ярмарку народ!
Ведущий
2: А на ярмарке товары
Пышут
жаром самовары!
Ведущий
3: Проходите, не стесняйтесь.
Будем
мы чаи гонять,
Хороводы
водить,
Хлеб-соль
кушать, Да песни слушать Творческий номер
Ведущие:
1:
Тары-бары-растабары.
Здесь
хорошие товары
Они
не даром отдаются
За
аплодисменты продаются.
2:
Слушайте и глядите, да не говорите,
что
слыхом не слыхивали, видом не видывали.
Вот и
еще гости пожаловали
С
песнями и шутками, веселыми прибаутками. Творческий номер
Народ
собирается, ярмарка открывается!
(На
сцену с "товаром” в руках выходят "продавцы”, с сумками и кошельками –
"покупатели”. Они высматривают товар у "продавцов”, прицениваются, торгуются.
На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы.)
1-й
лотошник: Есть на ярмарке
игрушки,
Расписные
погремушки!
2-й
лотошник: Есть ватрушки,
бублики,
Приготовьте
рублики!
3-й
лотошник: Предлагаю свой товар,
Не за
рубль, не за два!
Отдаю
за добру сказку,
За
веселую присказку!
Продавец
1:Ярмарка, ярмарка
Веселая,
яркая.
Продавец
2: Заходи, залетай
Только
рот не разевай!
Продавец
3: Тары-бары-растабары
Есть
хорошие товары!
Продавец
4: Тары-бары-растабары
Продаются
самовары!
Продавец
1:Семечки каленые
Продает
Алена!
Продавец
2:Всем, всем продаю
И
всем сдачи даю!
Продавец
3:Бубны, хлопушки,
Игры,
погремушки!
Продавец
4:Есть для нашей детворы
Разноцветные
шары.
Продавец
3:Баранки, коврижки,
Пироги
да пышки!
Продавец
4:Конфетти, леденцы,
Покупайте
молодцы! Творческий номер
1-й
лотошник: Тары-бары, растабары,
есть хорошие товары.
Не
товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
2-й
лотошник: Яблочки садовые,
яблочки медовые, груши, ананас – набирайте про запас!
3-й
лотошник: Ведерки дубовые,
коромысла расписные! Покупайте, выбирайте!
Продавец
4: Всех зазываем!
Всех
приглашаем!
Продавцы
хором: Товары не продаем,
Только
даром отдаем!
Продавец
1: За песни!
Продавец
2: За шутки!
Продавец
3: За игры!
Продавец
4: За прибаутки!
Тимошка:
Торопись честной народ – ярмарка
зовет!!! Творческий номер
Тимошка:
Торопись честной народ – ярмарка
зовет!!!
Ерошка: Кого вижу! Друг сердечный,
Таракан
запечный – Тимошка!
Тимошка: Глаза мои лопни,
Балалайка
хлопни.
Да
это ж Ерошка!
Куда
путь держишь?
Ерошка: По ярмаркам гуляю,
Народ
развлекаю.
У
меня, скоморошки Ерошки,
Игр и
забав полное лукошко.
Тимошка:
Ероха, а что купил?
Ерошка:
Что купил, то и продаю.
Тимошка:
Небось купил на пятак, а
продаешь по рублю. Тоже мне бизнесмен! Что купил?
Ерошка: Да потешки!
Скоморошьи
пересмешки! Держи!
Тимошка
и Ерошка (вместе):Мы ребята
удалые.
Мы
ребята озорные.
Мы на
праздник всех зовем
Песни
весёлые вам пропоем! Творческий номер
Клоун
1: Мы клоуны, мы клоуны –
веселые проказники.
Клоун
2: И потому всегда зовут
Нас к
детворе на праздники.
Клоун
1: Румяные, лохматые,
Веселые,
носатые!
Клоун
2: Где купили вы, сеньор,
Этот
красный помидор?
Клоун
1: Вот невежливый вопрос
Это
собственный мой нос!
Ведущий: Собирайся, народ, в веселый хоровод! Собирайся,
народ, всех весёлый танец зовет! Творческий номер
Ведущий
1: Как сказал когда-то Пушкин
"Сказка
– ложь, да в ней "намек”!
Преподал
купцу Петрушка
Против
жадности урок!
Ну, а
вы, чего сидите?
Хоть
за сказку – угостите!!!
Ведущий
2: Молодец, Петрушка, кушай
блины на здоровье! Только не просто кушай, а еще и нас слушай! Вот уж день к
концу клонится, скоро ярмарка закроется.
Ведущие
(вместе):И мы торговлю
закрываем,
В
Америку жениться уезжаем!
Ведущий
3: Купцов здесь было немало,
было много товара!
Ведущая
1: Хорошо, когда мир и покой на
русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся!
Ведущий
2: Будем любить и хранить свою
землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также
хорошо пели и плясали!
Славянскому
роду – нет переводу! А значит, и песня никогда на Руси не смолкнет!
(Звучит
финальная песня, исполняется хором всеми участниками представления).
|