Пятница, 17.05.2024, 09:24  
     
 
   












   
Меню сайта
Категории раздела
статьи и сборники [20]
статьи и сборники, в которых они опубликованы
Форма входа
МЫ В контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи и сборники

Статья 2
С.В. Иванова, к.п.н.,
 с.н.с.,лаборатории инноватики в  педагогическом
образовании Учреждения РАО ИПО
 С.С. Талзи, учитель начальных классов
 ГОУ ООШ № 325 г Санкт- Петербурга.

Возможности  информационно-коммуникационных технологий 

в сфере неформального воспитания.

Об информационных технологиях в обучении  хорошо известно по  трудам  Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной,  М.В. Моисеевой,  Е.Н.Пасхина, А.Е. Петрова, о целесообразности компьютеризации и применении информационных технологий писали  Б.С.Гершунский и П. К Селевко.   Идёт активное включение интернета в обучение по всем специальностям и предметам, на всех ступенях образования: от детского сада до аспирантуры, от физкультуры как преимущественно практического предмета, требующего двигательной активности, до собственно информатики.   Активно осваивают  интернет в профессиональных целях различные профессиональные сообщества: есть сайты творческих учителей, пользуется популярностью сайт  « Открытый урок». Свои ресурсы в социальных сетях открывают  юристы, токари, электрики, повара и др..  Профессионалы делятся  находками и спрашивают совета у соратников по профессии. Создаются  локальные информационно-методические пространства в рамках области, одного учреждения и сети образовательных учреждений. В реализацию курсов профильного обучения активно включаются технологии дистанционной поддержки. В курсы повышения квалификации с дистанционной поддержкой обязательно включаются рефлексивные компоненты, где слушатели могут обменяться мнениями о  способах подачи материала (авторские курсы д.п.н. М.Б. Лебедевой, Санкт-Петербург). 
В областях, на первый взгляд совершенно не подлежащих  компьютеризации, появляется инновационное сочетание  технологий. Например, заслуживающую внимания концепцию применения компьютерных технологий в физическом воспитании дошкольников разработал  Гурьев С.В.( Екатеринбург).  Несмотря на то, что  о вреде воздействия компьютерного излучения на организм, тем более на детский, говорится немало,  автор всё же отмечает преимущества обучения с применением компьютеров:  при условии систематического  использования компьютерных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное улучшение результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.  Мы согласны с  С.В. Гурьевым в том, что занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития  моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей.   Доказано, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы для развития мыслительных умений. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при  занятиях детей на компьютерах. К  соображениям С.В. Гурьева добавим, что считаем необходимым оптимально дозировать нагрузку на занятиях с применением компьютерных технологий, так как превышение нагрузки может негативно влиять на зрение, осанку, психические процессы  и др.
Всё чаще раздаются голоса в пользу применения информационно-коммуникационных технологий не просто в обучении,  но и в воспитательно-образовательном процессе (Гирш Ирина Семёновна,  сайт «Фестиваль идей 1 Сентября», ). Татьяна БОБРОВСКАЯ, учитель информатики, заместитель директора по УВР Белореченской школы (Усольский район, Иркутская область ) показывает, что в их учреждении информатизация в воспитательном процессе происходит по следующим направлениям: самосовершенствование личности, организация досуга, телекоммуникации, СМИ. Сусарина Л.А. ( Казань) считает приоритетным направлением воспитания, реализуемом через компьютерные технологии, программу воспитания  «Я ― гражданин  России».  Гражданское и культурологическое воспитание подкрепляется в школе  через компьютерные конкурсы сочинений и работах в других литературных жанрах.
 На современного учителя ложится большая нагрузка по обеспечению качества обучения, огромная ответственность за безопасность и психологическое состояние ребёнка.   Возросла ответственность учителя  и в связи с повышенными требованиями к  уровню образованности, интенсивными эмиграционными потоками, с психологическим давлением со стороны средств массовой информации, а так же из-за ослабления влияния и ограниченностью внимания к своим детям со стороны некоторых родителей. Всегда было много работы у учителя  и с проверкой домашних заданий. Однако, в  век информационных технологий не только  учителя, но и и директора образовательных и оздоровительных детских учреждений, пребывающие  в довольно почтенном возрасте, и те, кто занят на основной работе порой больше 12 часов в сутки, всё-таки находят время для общения с учениками и их родителями и в виртуальном режиме. Ведь при всей демократизации современной российской школы в учебном процессе вынужденно сохраняются черты формального общения. А неформальное общение в доверительном ключе так необходимо и взрослому, и тем более -  растущему человеку. Не секрет, что порой прежде всего любимому учителю могут доверить ребята свои сомнения и ожидания. Преимущества неформального общения  в интерактивном режиме очевидны: свободный выбор времени общения, возможность корректировки содержания сообщений с направленным эмоциональным фоном с помощью так называемых «смайликов», отсутствие эффекта «энергетического вампиризма», когда от слишком интенсивного общения с детьми иногда у некоторых педагогов может возникнуть эффект «эмоционального выгорания» и  появляется желание отстраниться от погружения в школьную жизнь ― желание « вынырнуть» из неё и отдохнуть. Недаром учителю даются такие большие каникулы ― точнее, отпуск - прежде всего для восстановления психологической устойчивости. О каком ещё неформальном общении могла бы идти речь в условиях почти  круглосуточный занятости учителя? Есть ли в этом педагогический смысл и стоит ли расходовать на это бюджет времени?
И всё―таки хотелось бы показать причины необходимости включения информационных технологий не только в процесс обучения, но и в процесс воспитания.
Во-первых, интерес детей к компьютеру уже не запретишь и не ограничишь ничем ― он стал непременным атрибутом не только современного человека, но и  молодёжной субкультуры.  Во-вторых, из всего потока информации, находящегося  в интернете, который условно можно подразделить на три сферы (  учебная и научно-практическая информация; каналы коммуникации ― сюда отнесём и  социальные сети; и так называемая «большая помойка» - вызывающие зависимость  игры и поток различного рода непристойностей) ― дети чаще всего выбирают последнюю сферу. Общение детей с компьютером преимущественно регулируется родителями в запретительном по времени режиме.  Причём не все  из  родителей могут настроить  так называемый «родительский контроль».  Тем более, что дети правдами и неправдами стараются его обойти. И если не организовать общение ребёнка  с компьютером в полезном и развивающем русле, мы можем потерять умы и сердца, отпустив их в мир виртуальной утопии и непродуктивного времяпровождения. Не случайно многие родители и близкие родственники даже при достаточно хороших отношениях в семье заводят каналы виртуального общения с детьми. Это выручает и при разлуке на дальние расстояния, и в случае возникновения эмоционального напряжения вследствие непонимания  с обеих сторон в период обострения кризисов переходного возраста как у детей, так и у взрослых.  Кроме того, доверительное общение в сети позволяет отслеживать и другие каналы взаимодействия ребёнка с социумом..  Справедливости ради заметим , что некоторые педагоги и родители подчас замечают, что прямое общение проходит быстрее и легче, чем виртуальное.
 Безусловно, сложно давать рекомендации для учителей и классных руководителей  по организации виртуального общения. Далеко не все сейчас имеют для него материальные возможности, время и психологическую готовность. И всё же анализ информации и научно-методических публикаций, а также обобщение практического опыта  позволяет  дать некоторые  ориентиры в направлении использования информационно-коммуникационных технологий в неформальном воспитании, в  близких к нему сферах внеклассной работы и в поддержке социальных связей школы.
 Во-первых, это проведение краткосрочных и долгосрочных рефлексивных опросов и обсуждений проблем класса, а также построение перспективных планов совместной деятельности детей, учителей, родителей. Такой ресурс может быть организован как в социальной сети, так и при определённых условиях - на сайте учебного учреждения. Яркий пример неформального общения, показывающий эффективность воспитательной работы ― это состояние интернет-сообществ  выпускников образовательных учреждений. Сейчас они распространяются в  интернет-социальных сетях, как грибы после дождя.  Инициаторами создания таких групп в интернет-ресурсе «В Контакте», например, становятся как выпускники, так и  обучающиеся в настоящие время, их родители, классные руководители и представители администрации, вплоть до директора. Отзывы о школе, её учителях в таких ресурсах -  один из важных неформальных каналов для социальных служб  при обследования степени удовлетворённости обучением и воспитательной работой.
Во-вторых, большой потенциал содержит в себе консультационный ресурс интернета. Педагогу целесообразно выделить  хотя бы 1 час в неделю для проведения консультаций по вопросам от учебных до проблем текущей жизнедеятельности класса или конкретного ученика.  Ребёнку при  этом разрешается задать любой вопрос, кроме вопросов на те темы,  которые педагог  на определённый момент пожелал ограничить. Это может быть вопрос о состоянии поведения ребёнка в семье, вопрос о взаимоотношениях в классе, т. е те вопросы, которые при скоплении одноклассников ученику просто неудобно задавать. Конечно, для педагога такое разрешение для ученика посещать свою группу в интернете или специально выделенный адрес электронной почты чревато и такими негативными явлениями, как спам и вирусы, но  от них тоже есть  общеизвестные способы защиты. Более ценным в данном канале общения представляется само дополнительная возможность доверительного общения ребёнка с педагогом как со старшим другом.
В-третьих,  в интернете находит всё больше сторонников совместная деятельности учителей и родителей по контролю за успеваемостью. Наиболее  компетентные в информационном плане родители могут получать информацию  от классного руководителя в различных виртуальных дневниках, воспользовавшись паролем и другими способами хранения и передачи конфиденциальной информации.  Особенно это важно для тех родителей, кто по долгу службы находится в длительных командировках или из-за транспортных проблем не может во-время прибыть для общения с классным руководителем на собрание или на индивидуальную беседу.
В-четвёртых, получили признание и распространение такие формы проектной деятельности, как проведение конкурсов рисунков на актуальные темы: «Моя семья», «Мой дом», «Мой чистый город»,  «Открытка ветерану ко Дню Победы», «История моего края В истории моей семьи» и др. К участию в работе жюри на этих конкурсах и всесторонней оценке его проявлений могли бы подключиться школьные учителя ИЗО, информатики и школьные психологи.
В-пятых, традиции класса могли бы быть перенесены и в виртуальную сферу. Например,  могут быть заведены традиции виртуальных поздравлений ― «Нарисуй открытку другу», «Открытка для любимого учителя», «Поздравления школе по поводу...».
В-шестых, особой формой интеграции обучения, воспитания и неформального общения может стать «Конкурс презентаций творческих достижений учеников».  Каждый ученик может продемонстрировать свои достижения с помощью презентаций, подготовленных в семейном кругу или вместе с товарищами по группе. Такая подготовка проходит, как правило,  за рамками учебного времени, поэтому способствует развитию неформальных связей между участниками учебно-воспитательного процесса.
И седьмое. Хорошим компонентом воспитательной системы класса может быть совместный проект учеников и их родителей « Портфолио ученика».  В виртуальном портфолио могут быть собраны сведения об интересах, увлечениях, достижениях ученика. Это в дальнейшем пригодится при подготовке выпускного вечера или на конкурсах достижений. Одновременно это и вклад ребёнка в семейную летопись. В связи с этим уместно привести аналогичный случай не связанный с интернет-технологий. В Тосненской (Ленинградская область) гимназии № 4 провели конкурс газет  « Я - первоклассник». Родители старались вовсю, помогая своему чаду. Даже те, кто сам учился в этой же гимназии и в прошлом ни разу не брался за изготовление стенгазеты, в первый раз в жизни освоили эту премудрость ради своего ребёнка. Галерея газет ― презентаций получилась на славу. Довольны были все участники. И большее удовольствие, чем результат, доставил сам процесс совместной деятельности всей семьи по созданию газеты.  Галерея презентаций в аналогичном варианте  вызывает не меньший интерес. Представленные на выпускных вечерах презентации о жизни выпускников встречаются всеми участниками с большим интересом.
Представим все выявленные сферы применения компьютера в неформальном воспитании в виде обобщённой модели неформальной информационно-воспитательной среды ( рис.1.).
 2009 год объявлен годом учителя. Обсуждая возможности проведения и ожидаемые результаты это го года, хотелось бы обратить внимание на то, что статус учителя определяется не только достойной зарплатой, вниманием правительств различных уровней и достойным освещением этой профессии в средствах массовой информации.  Статус представителя любой профессии определяется  прежде всего условиями труда. Конечно, в  состоянии глубокого всемирного экономического кризиса редкие заявления представителей власти о том, что в России не должно остаться ни одной ветхой школы, кажутся утопией. Однако, недавнее оснащение  компьютером каждого рабочего места учителя в Китае прямо или косвенно привели к тому, что при проведении международной экспертизы качества знаний  китайские дети вышли на первое место.
С компьютерным оснащением учительства России ситуация подчас противоречива.  Компьютеры входят в повседневную жизнь, однако некоторые учителя всё ещё не могут его себе позволить иметь такую технику по причине недостаточного материального .обеспечения. А там, где компьютеры в семье появляются, за ними порой выстраивается очередь ―  учитель вслед за своей «второй половиной», которой компьютер также необходим для работы. Или вслед  за детьми - студентами и учениками.
 Персональный ноутбук дома и компьютер в классе ― вот атрибут достойных условий работы учителя. Конечно, это повлечёт за собой потребность переоснащения всей охранной системы школы. Это уже соприкасается со сферой ответственности бизнеса и региональных правительств за положение школы и учителя в конкретном регионе. А от  самого учителя потребуется  и ответственное  освоение культуры особого рода  -  интернет-культуры, что станет  для педагога особым  инструментом и в обучении, и в различных формах воспитания.

  Информационно-воспитательная среда ОУ
 


Рис1. Модель неформальной информационно-воспитательной среды учреждения общего образования

 Каждый член педагогического сообщества школы, будь это учитель, администратор или член родительского комитета, попечительского совета, а возможно и представитель оорганов ученического соуправления мог бы найти для себя приемлемый уровень общения и воспитания средствами ИКТ. На уровне школы это могут быть специальные разделы официального сайта школы или использование социальных сетей под неформальным патронажем представителей общественности района.  Для неформального воспитания могут применяться собственные консультационные ресурс педагога  ( доступные компьютеры в школе и дома) и индивидуальные средства ИКТ обучающихся.
 Вместе с тем, какими бы ни были технические возможности конкретной школы или класса, конкретного классного руководителя, отчётливое понимание приоритетов в общении должно присутствовать в любых формах взаимодействия учителя и учеников.  В русле гуманистической парадигмы,  предполагающей центральную ценность образовательного процесса ― растущую и развивающуюся личность, выстраиваются  и взаимодействуют все поля воспитания : воспитание в процессе обучения, внеклассная работа, воспитание в рамках воспитательной системы школы и класса и неформальное воспитание.


Литература
1.     Теория и практика дистанционного обучения:  Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/  Под ред Е.С. Полат ― М.: Издательский центр « Академия», 2004.-416 с.
2.    Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий, 2005, - 208 с.
3.    материалы сайтов:
Категория: статьи и сборники | Добавил: Svetlana (19.04.2011)
Просмотров: 884 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Друзья сайта
Детский оздоровительный лагерь Горизонт
Банк Интернет-портфолио учителей
моя кнопочка
получить код кнопочки Сайт учителя начальных классов
Талзи Светланы Станиславовны
Поиск

Copyright Talzi S.S. © 2024 All Rights Reserved
При использование статей, мультимедиа и других материалов опубликованные на сайте www.talzi.my1.ru
ссылка на www.talzi.my1.ru обязательна