Воскресенье, 18.11.2018, 02:31  
     
 
   












   
Меню сайта
Категории раздела
статьи и сборники [20]
статьи и сборники, в которых они опубликованы
Форма входа
МЫ В контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи и сборники

Статья 3
Потенциал повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях современной школы.


учитель начальных классов ГОУ СОШ № 325
Талзи Светлана Станиславовна


Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.   В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми проблемами, обусловленными как процессом развития образования, так и недостаточным вниманием со стороны общества.   В течение продолжительного времени престиж учительской профессии  падает не без «помощи» СМИ и «вымученного» материального стимулирования, едва поспевающего за инфляцией. 
 Однако и в этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.   Постоянное инновационное развитие — это необходимый процесс как для  учителя, так и для всего учреждения в целом[1]. Учитель начальных классов — это единственный специалист-педагог в средней школе, преподающий ни одну-две смежные дисциплины, а владеющий знаниями и методиками преподавания всего спектра учебных предметов базисного плана в данном звене школы. Ежедневно он принимает роли 3-4 узких специалистов-предметников, поэтому учителю начальных классов приходится синтезировать методические знания по отдельным дисциплинам в единый блок.
Специфика системы знаний, умений, навыков и оптимальных сочетаний методов оперирования с педагогическими объектами для учителя начальных классов обусловливается целями и задачами воспитания и обучения в начальной школе, созданием условий для развития личности ребенка; возрастными особенностями и особенностями познавательных возможностей младших школьников; содержанием и логикой целого ряда наук, элементарные основы которых изучаются в начальной школе; изменением современного образовательного пространства, в которое входят следующие типы школ: традиционная школа (ориентированная на передачу знаний), спецшколы с углубленным изучением одного или нескольких предметов, гимназии, лицеи, инновационные школы, основанные на авторских программах, использовании новых методов, средств обучения, школы развивающего типа, школы, ориентированные на одну или несколько новых систем образования[4].
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней. Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимали узко как обучение школьников азам предметных знаний и простейшим учебным навыкам и умениям, то сегодня его функции расширились и стали сопоставимы с функциями учителя средней школы.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников, на наш взгляд, даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин.
В сложившейся ситуации смены приоритетов целей начального образования, перехода на четырехлетнее обучение, расширения вариативности его учебно-методического обеспечения требуется соответствующие изменения подготовки будущих учителей начальных классов. Оказывать помощь учителям в преодолении затруднений, возникающих в их практической деятельности, призваны как учреждения системы дополнительного педагогического образования ( формальное образование), так и методические советы и методические комиссии школ( неформальное и информальное образование). 
Достаточно серьезное внимание при реализации этих видов образования учителей начальных классов уделяется реализации принципа непрерывности и дифференциации повышения квалификации, а также развитию профессиональных интересов, исследовательских и творческих умений, профессионально-педагогической культуры учителей. Важным представляется исследование проблемы профессионального становления учителя в процессе повышения квалификации, создания благоприятных условий становления специалиста, исследование развития взрослого человека в процессе его образовательной деятельности. В последнее десятилетие появились исследования, посвященные проблемам организации и управления системой повышения квалификации на разных уровнях, создания единого информационного пространства в этой системе[5].
Открывающиеся возможности и перспективы улучшения профессиональной деятельности учителей начальных классов ставят во многом по-новому проблему  личности учителя. Если раньше эта проблема решалась в основном в плане выявления и оценки профессиональных качеств, то теперь акцент делается на их формировании и развитии. Вот почему в практику стали внедряться различного рода тренинги, развивающие упражнения, профессионально ориентированные игровые методики. На этой основе можно гораздо эффективнее формировать личность учителя и осуществлять личностный подход в его профессиональной подготовке, при этом важно обратить внимание на то, как пробудить педагогическое самосознание учителя и стимулировать его самообразование и самовоспитание, постоянное стремление к творческому профессиональному росту, к выработке оптимального стиля профессиональной деятельности [3].
     Важная роль в этом процессе отводится педагогическим сообществам, которые формируются в школе на формальной (методические комиссии и советы) и неформальной основе( временные творческие группы).Учителя одного педагогического коллектива, повышающие свою квалификацию в учреждениях повышения квалификации различного уровня на разных формах обучения, в творческом взаимодействии с коллегами не просто обсуждают новые технологии, но и совместно апробируют их в учебном процессе своей школы, преобразуя теоретические знания и информацию практического свойства применительно к конкретным классам и детским коллективам. Таким образом, потенциал повышения профессиональной компетентности учителя в условиях современной школы может быть существенно повышен при интеграции формального и неформального  обучения и  повышения квалификации, организованного методическим советом школы. Не последняя роль в этом принадлежит и конкурсам профессионального мастерства [2].

1.  Методология инновационных процессов в педагогическом образовании( для научно-педагогических работников): Концепция.- Авторы-составители Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.В. Кривых, С.В. Иванова,  П.Б. Суртаев. -СПб.: НОУ « Эксперсс», 2008.-73с.
2.  С.В. Иванова, С.С. Талзи. Конкурс профессионального мастерства классного руководителя как инновационный компонент в неформальном образовании./Сборник научных статей международного методологического семинара, 2008: 23-24октября.- С. 336.
3.  Вавилов Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов // Диагностика познавательных способностей. Ярославль: ЯГПИ, 1986. -25с.
4.   Руденко Т. Б. К вопросу об особенностях дидактико-методической компетентности учителя начальных классов./ Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» 2006.-4с.
5.    Калашникова Н.Г. Содержание и методы подготовки и повышения квалификации учителя начальных классов в области формирования у школьников умений самостоятельной учебной деятельности./Автореферат доктора педагогических наук, Москва  2002, -2с.
Категория: статьи и сборники | Добавил: Svetlana (19.04.2011)
Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Друзья сайта
Детский оздоровительный лагерь Горизонт
Банк Интернет-портфолио учителей
моя кнопочка
получить код кнопочки Сайт учителя начальных классов
Талзи Светланы Станиславовны
Поиск

Copyright Talzi S.S. © 2018 All Rights Reserved
При использование статей, мультимедиа и других материалов опубликованные на сайте www.talzi.my1.ru
ссылка на www.talzi.my1.ru обязательна