Воскресенье, 18.11.2018, 03:09  
     
 
   












   
Меню сайта
Категории раздела
статьи и сборники [20]
статьи и сборники, в которых они опубликованы
Форма входа
МЫ В контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи и сборники

Статья 4
Организация взаимосвязи семьи и школы, как расширение возможностей  профессионального роста учителя.

Талзи С. С., аспирантка УРАО ИПО, С - Петербург
Чубса Я.В., зам. директора по УВР  ГОУ СОШ № 325

За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в развитии детей. Создание семьи - один из самых важных моментов в жизни человека. К тому чтобы стать семьянином человек  готовится долгими годами становления личности, формирования внутренних убеждений. Накопленный личностный опыт затем воплощается в закономерном процессе, направленном на продолжение рода, преемственность поколений через передачу вековых семейных традиций. По мнению многих психологов - общение является первым собственно человеческим актом в жизни ребенка. Без общения не может формироваться человеческая психика. Каждый ребенок в этом смысле несет в себе свой неповторимый опыт общения с окружающими. Опыт общения в совместной деятельности, приобретенный, в первую очередь, в семье - это актив, потенциал и тыл ребенка, на фундаменте которого строится все его развитие.
Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых не только тому, как правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. Именно в семье дети самым естественным образом приобщаются к жизни, поскольку ежедневно имеют возможность наблюдать разные формы поведения членов семьи в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек. Поэтому, не случайно, разгадку «ставшей личности» многие исследователи ищут на ранних этапах ее развития, то есть в детстве. Отношения между семьями и образовательными учреждениями обнаруживают проблемы, связанные с несовпадением взаимных ожиданий, с увеличением недоверия родителей к воспитателям и учителям, что в первую очередь связано с резким ухудшением здоровья детей.
            Семьи не удовлетворены качеством дошкольного и школьного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.
Со своей стороны школа предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимых условий для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
 В связи с этим на протяжении нескольких лет учителя начальных классов в нашей школе работают по принципам гуманной педагогики. Мы уверены, что эффективное воспитание личности младшего школьника может происходить только в гуманном педагогическом процессе. Именно поэтому сегодня происходит перестройка школ. Учителя стремятся сделать процесс обучения и воспитания гуманным, обращенным к ребенку. Основным же положением гуманного подхода к ребенку мы считаем помощь ему в познании себя, открытии своей миссии. Гуманно-личностный подход помогает детям раскрыть все свои внутренние силы и возможности, создает все необходимые условия для свободного развития личности. Личность же человека развивается эффективно, если существует единая гуманная воспитательная среда. Чем она духовнее, тем лучше для ребенка. Двумя же большими составляющими окружающего мира ребенка являются семья и школа. И учителя могут, а родители хотят изменить все пространство вокруг ребенка в сторону духовности, нравственной чистоты. А значит, развитие его будет проходить гармонично, что и будет способствовать эффективному воспитанию личности. Эффективность же воспитательного процесса зависит от степени взаимодействия семьи и школы.
Непростые задачи, стоящие перед современным учителем, можно   решить только в том   случае, если удается создать в классе благоприятный микро- и макроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Детям важны и необходимы любовь, общение и понимание. В мире высоких скоростей, которые сказываются и на человеческих отношениях, у ребёнка появляется ещё большая потребность в поддержке, в личном пространстве, наполненном теплом и любовью, созданном через призму семейных отношений и ценностей[2].
На современного учителя ложится большая нагрузка по обеспечению качества обучения, огромная ответственность за безопасность и психологическое состояние ребёнка. Мы согласны с В.Ю. Кричевским в том, что в контексте педагогической деятельности наряду с процессами обучения, воспитания, развития, формирования необходимо рассматривать такую сущностную характеристику, как организация. «...проявляя все черты деятельности как таковой: сознательность, социальность, предметность, продуктивность, педагогическая деятельность отражает и особенности её деятельности как профессиональной, то есть её гуманистический, коллективный и творческий характер»[3].  В связи с этим возросла  и ответственность учителя  с повышенными требованиями к  уровню образованности, интенсивными эмиграционными потоками, с психологическим давлением со стороны средств массовой информации, а так же из-за ослабления влияния и ограниченностью внимания к своим детям со стороны некоторых родителей.
В связи с этим приходится искать новые  пути общения с родителями, например через  Интернет. Именно там находит всё больше сторонников совместная деятельности учителей и родителей по контролю за успеваемостью. Наиболее  компетентные в информационном плане родители могут получать информацию  от классного руководителя в различных виртуальных дневниках, воспользовавшись паролем и другими способами хранения и передачи конфиденциальной информации.  Особенно это важно для тех родителей, кто по долгу службы находится в длительных командировках или из-за транспортных проблем не может вовремя прибыть для общения с классным руководителем на собрание или на индивидуальную беседу [1].
Хорошим компонентом воспитательной системы класса может быть совместный проект учеников и их родителей « Портфолио ученика».  В виртуальном портфолио могут быть собраны сведения об интересах, увлечениях, достижениях ученика. Это в дальнейшем пригодится при подготовке выпускного вечера или на конкурсах достижений. Одновременно это и вклад ребёнка в семейную летопись. В то же время с ростом мастерства и опыта учитель ещё раз на собственной практике убеждается, что для  успешного решения вопросов обучения, воспитания, развития  и успешной социализации ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а именно единства всей связки «учитель + ребёнок + родители». Только в единстве действий и требований, возможно добиться положительных  результатов.
           Говоря о приоритетах в формировании программы развития будущей школы, согласно концепции модернизации российского образования, приходишь к  выводу, что осознание коллективом своей роли, личная инициатива, поиск, конкретные действия каждого становятся определяющими в процессе формирования образования будущего.
Несомненно, процесс воспитания начинается в семье. Успешность его зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни родителей, которые являются ближайшим примером для детей. И если этот пример положителен, то он будет способствовать "доброму” воспитанию. Только правильное поставленное воспитание создает человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями. Работая над формированием структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания "человека и гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи.
        В новых условиях требуются и адекватное современной школе видение учителем совокупности ориентиров, критериев оценки и самооценки, саморегулирования собствен¬ной педагогической деятельности. Именно поэтому в современной практике начальной  и общей школы все больше актуализируется владение педагогом методами педагогической диагностики. Это предполагает создание необходимых условий для творческого роста, повышения квалификации и современной переподготовки педагогов всех уровней образования, и в том числе учителей начальных классов, которые должны быть способны квалифицированно осуществлять учебно-воспитательный процесс в школе, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у учащихся духовность и нравственность. Формирование должной системы психических регуляторов деятельности - одна из важнейших задач психологии труда. Перевод педагогических целей на язык педагогических задач формирует потребность анализа и диагностики процесса обучения, определения его перспективных конструктивных особенностей и разработку проекта деятельности по формированию взаимосвязи семьи и школы.
Подводя итог, можно сказать, что хорошее образование, продуманный  воспитательный процесс и совместная работа семьи и школы, сможет сделать Россию процветающей не на одно столетие.
Список литературы:
1. С.В.Иванова, С.С.Талзи. Конкурс профессионального мастерства классного руководителя как инновационный компонент в неформальном образовании./Сборник научных статей международного методологического семинара, 2008: 23-24октября.- С. 336.
2. С.В.Иванова, С.С.Талзи. Возможности  информационно-коммуникационных технологий  в сфере неформального воспитания./Материалы межрегиональной научно – практической конференции/ Отв. ред. Н.Н.Суртаева.- СПб.: НОУ «Экспресс», 2009.- С. 131
3.В.Ю. Кричевский. Менеджмент и маркетинг в структуре повышения квалификации педагогических кадров. - Актуальные проблемы Современного образования. - учебно-методич. пособие для учителей. Под ред Воронцовой, С.В. Алексеева — СПб.: СПб ГУПМ, 2002.-238 с.
4.Пронина Л.А. Информационное поведение и информационная культура педагога [Электронный ресурс]// Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире (22 марта 2004 г.)».- Электрон. ст.- Тамбов: ТГУ, 2004
5. Материалы сайта
Категория: статьи и сборники | Добавил: Svetlana (19.04.2011)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Друзья сайта
Детский оздоровительный лагерь Горизонт
Банк Интернет-портфолио учителей
моя кнопочка
получить код кнопочки Сайт учителя начальных классов
Талзи Светланы Станиславовны
Поиск

Copyright Talzi S.S. © 2018 All Rights Reserved
При использование статей, мультимедиа и других материалов опубликованные на сайте www.talzi.my1.ru
ссылка на www.talzi.my1.ru обязательна