Вторник, 23.04.2024, 22:04  
     
 
   












   
Меню сайта
Категории раздела
статьи и сборники [20]
статьи и сборники, в которых они опубликованы
Форма входа
МЫ В контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи и сборники

Статья 6
Работа с Этнокалендарём, как средство формирования толерантности у младших школьников.

Догонина Е.Н, методист НМЦ Фрунзенского р-на
Талзи С.С., учитель начальных классов ГОУ школа № 325

Современные социальные изменения обуславливают множество стоящих перед человеком проблем, влияющих на его нравственные устои, ценностные ориентации, эстетические предпочтения. Происходящие в обществе процессы затрагивают сферу культуры, образования, традиционные этические и эстетические категории наполняются новым содержанием и в реальной жизни нередко становится сложным отличать истинные ценности от мнимых. Нарастающая урбанизация подавляет индивидуальные качества человека, унифицирует его культурную микросреду, что способствует внедрению в сознание стереотипов мышления и поведения, ведет к дефициту подлинной культуры. Все возрастающий поток информации, осмысление которой становится все более затруднительным, обусловливает необходимость учить с детства ориентироваться в нем, делать сознательный выбор.
В условиях общеобразовательной школы одним из наиболее конструктивных подходов к этнокультурному развитию детей является использование «Этнокалендаря». Данный проект направлен на укрепление положительных представлений о многонациональности и многоконфессиональности Санкт-Петербурга и предназначен для информирования о культуре, обычаях, традициях, языках представителей различных национальностей, проживающих в Санкт-Петербурге.
Фрунзенский район – один из первых стал работать с «Этнокалендарём», используя в своей работе огромный потенциал данного учебно-методического комплекса. Проект дал детям разных возрастов доступную для них информацию об основных событиях этнокультурных и религиозных традиций народов России, чьи представители живут в нашем городе, наряду с датами общегосударственного значения познакомив с биографиями выдающихся деятелей науки и культуры, оставивших след в истории Отечества и Петербурга. Хотелось бы отметить ряд школ, которые активно работают с «Этнокалендарём», начиная от небольших мероприятий в классе и заканчивая огромными семейными праздниками. Образовательные учреждения № 313 и № 311 широко распространяют свой опыт по проведению «Дня Матери», данный праздник отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. «День народного единства» - 4 ноября, стал предметом общей гордости и ответственности каждого человека, и всех народов многонационального российского сообщества за судьбу своего Отечества и образовательное учреждение №360 представило своим коллегам различные виды работы с детьми по данной теме. Культурно – образовательный проект «Мы разные – но…» успешно реализуется в 443 школе, педагогический коллектив осуществляет знакомство с наиболее эффективными методами и технологиями работы, используемыми при реализации методического комплекса «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», проводит  демонстрации различных форм использования материалов Этнокалендаря в учебной и внеучебной деятельности.
               В современных условиях требуется принципиально новый подход к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников, осуществляемому на основе понимания того, что ценности, к которым приобщаются и которые присваивают дети в разнообразной деятельности под руководством учителя, являются аксиологической формой культуры. Осознание младшими школьниками ценности этнокультурных традиций, в структуре которых находятся знания этнокультурного характера, должно стать отправной точкой для их «проживания», что способствует понимать себя и другого как себя в качестве субъекта этнокультуры. В связи с этим хотелось бы остановиться  на системе работе с «Этнокалендарём» образовательного учреждения № 325 Фрунзенского района.
Сегодня, когда речь идёт о сохранении целостности Российского государства, поиске идеи, объединяющей всех россиян, особый интерес представляют та составляющая межэтнических отношений и тот фактор, влияющий на них, которые позволят делать взаимодействие эффективным. Именно эффективное межэтническое взаимодействие способствует успешной этнокультурной адаптации человека, которая предполагает достижение социальной и психологической интеграции с ещё одной культурой без потери богатств собственной.
И сформировать такие качества может и должна школа, сфера образования, важнейшая задача которого в данном случае содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона;  формировать у учащихся толерантность, уважение к своим правам и правам других людей, учить детей и подростков отстаивать свои права, добиваться высокого уровня  культуры. 
В образовательном учреждении № 325 определили приоритетные задачи следующим образом:
• сформировать у учащихся представление о толерантности;
• воспитывать терпимость к чужому мнению;
• создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
• создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
• содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи.
В данной школе учатся дети 18 национальностей, педагоги постарались создать для них политкорректную культурную образовательную среду, способствующую становлению социально активной творческой личности, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в этой школе. В этом им очень помогает работа с «Этнокалендарём». На его страницах дети знакомятся с различными национальными праздниками, узнают про историю своего народа и жизнь других стран, вспоминают Героев Отечества, воинов – интернационалистов, битвы и героев Великой Отечественной  Войны, изучают значение разных дат в жизни своего народа и многое другое. Педагогический коллектив 325 школы понимает, что воспитание культуры толерантности начинается с самых первых дней обучения. Учебный процесс, и развлекательные мероприятия педагоги строят, исходя из задач формирования толерантности, как условия выполнения культурологической миссии школы, дополняя их информацией о жизни, культуре, традициях, быте народов мира.  А ничто так не объединяет детей, родителей, педагогов, как совместная работа, исследовательские проекты, научно – познавательная деятельность, которую учащиеся проводят совместно.
        «Этнокалендарь…» знакомит с событиями международного календаря, дающими представление о ценности воды («День воды»), общего дома всех людей нашей планеты («День земли»), о роли птиц в нашей жизни («День птиц»), поможет освоить такое важное понятие, как биологическое разнообразие», над ценностью которого предлагает подумать ООН, объявившая 2010 год Международным годом биологического разнообразия. Исповедуя разные религии, говоря на разных языках, соблюдая разные обычаи, петербуржцы, как и вся Россия, как и весь мир, традиционно отмечают Новый год в ночь на 1-е января, День Победы над фашизмом, которую принес наш народ народам мира - 9 мая, День толерантности 16 ноября, многие другие события международного календаря. Но всем народам нашей страны дороги День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января, День защитника Отечества 23 февраля, День России - 12 июня, День матери России 29 ноября и другие события, объединяющие всех нас.
Стратегия деятельности учителя по работе с «Этнокалендарём» должна строиться,  через приобщение детей к этнокультурным традициям. Она основываться на принципах национальной идеи, адекватности абсолютным нравственным ценностям, находящихся в единстве и взаимосвязи. Реализация данных принципов будет иметь смысл, если учитель развивает у младших школьников потребность проявлять себя членом определенной этнической группы, что является показателем эффективности нравственно-эстетического воспитания детей на этнокультурных традициях. В связи с этим, хотелось отметить ожидаемые результаты работы :
• создание и внедрение в воспитательный процесс методических комплексов по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях мегаполиса и формирования толерантного сознания;
• распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости;
• укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности;
• формирование у участников проекта  умения  и желания сочетать общественные и личные интересы;
• повышение степени готовности и стремления к выполнению младшими школьниками своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления

Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой — критически относиться к своим собственным взглядам, и как результат — приобщение учащихся  к культуре мира. Дети, через изучение Этнокалендаря, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие чувству страха и отчуждения по отношению к другим людям. Многообразие тематики воспитательной работы позволяет педагогам и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и раскрыть свой творческий потенциал, выявить то, что порой и для них самих остается загадкой. Работа с Этнокалендарём, ставит широкие познавательно-образовательные, воспитательные и развивающие задачи, объединяющие общие интересы школьников, родителей, государства и России, она позволяет гармонизировать отношения в семье, школе и коллективе. У учащихся формируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры, навыки межкультурного взаимодействия, что и стало основной целью и ценностью культурологической миссии  школ Фрунзенского района.
Категория: статьи и сборники | Добавил: Svetlana (19.04.2011)
Просмотров: 2482 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Друзья сайта
Детский оздоровительный лагерь Горизонт
Банк Интернет-портфолио учителей
моя кнопочка
получить код кнопочки Сайт учителя начальных классов
Талзи Светланы Станиславовны
Поиск

Copyright Talzi S.S. © 2024 All Rights Reserved
При использование статей, мультимедиа и других материалов опубликованные на сайте www.talzi.my1.ru
ссылка на www.talzi.my1.ru обязательна