Портфолио -
это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение
ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах
деятельности в школе и за ее пределами.
Цель составления портфолио для учеников
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь
правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс
требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы
преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и
педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио
ученика для начальной школы создается для структуризации его работ,
успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой
при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика.
Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать
ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Структура портфолио
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Личные данные:
- а) титульный лист;
- б) автобиография;
- в) рассказ о себе;
- г) список долгосрочных и
краткосрочных планов учебы и карьеры.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше,
если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его
инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем
городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе.
Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
2) Достижения:
- а) заполненный бланк под
названием «Перечень моих достижений»;
- б) творческие работы,
статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими
в процессе обсуждения ученика с учителем;
- в) полученные ребенком
грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
г) характеристика;
- д) информация, которая
подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
- е) поставленные цели.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в
хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи,
поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и
второстепенные (например, в спорте).
3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:
- а) фотографии;
- б) видеозаписи;
- в) результаты контрольных
работ, тестирования, экзамена, рисунки;
- г) информация, которая
отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
- д) заполненные бланки:
- «Исследовательские,
творческие работы»;
- «Посещение
дополнительное образование»;
- «Индивидуальные
(элективные) курсы».
- е) список прочтенной
литературы;
- ж) учебный план;
- з) информация о
награждениях.
В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или
подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки,
стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела
у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких
успехов достиг.
4) Отзывы и пожелания:
- а) отзывы за проделанную
работу;
- б) рекомендации в
письменном виде;
- в) ободрительные письма;
- г) цели на начало учебного
года;
- д) итоги учебного года.
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика.
Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут
положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить
ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти.
Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот
раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания
родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить
учитель.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной
школы является установка тесного сотрудничества между родителями,
педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют
портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся
в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в
заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений
и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать
с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать
коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с
родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный
взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это
серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения
портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи
классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок,
конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам
принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться
личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у
учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать
успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества
между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
|