КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
С.В. Иванова, к.п.н., с.н.с. лаборатории инноватики в педагогическом образовании УРАО ИПО, С.С. Талзи, учитель начальных классов ГОУ ООШ № 325 г Санкт- Петербурга.
В статье представлены основные позиции авторов во взгляде на компоненты неформального педагогического образования как вида инновационного обучения, а также концепция деятельности классного руководителя С.С. Талзи в качестве продукта саморефлексии опыта в этой должности.
В связи с ориентацией курса нашего государства на инновационное развитие [1,2]возникает вопрос о технологиях формирования и развития инновационного человека – как растущего, так и того, кто оказывает на ученика порой первостепенное влияние – учителя. Этот вопрос важен и для второй учительской роли ( а по жизненному смыслу, пожалуй, наиглавнейшей) - роли классного руководителя. Отношение к инновациям в российском обществе, включая и педагогическую среду, весьма неоднозначное. С одной стороны, новшества технологического плана в жизнеобеспечении и комфорте приветствуются едва ли не каждым гражданином страны. С другой стороны, психологическое отторжение вызывают подчас в практику работы те нововведения, которые влекут за собой неизбежные изменения привычных и хорошо отработанных методик. Однако именно педагоги чаще всего работают в инновационном режиме. Причины этого — постоянно обновляющиеся требования к образованию, изменяющиеся вызовы общества, специфика развития и психологические особенности каждого нового поколения учеников, а также профессиональное стремление обеспечить соответствие работы школы ожиданиям учеников и их родителей порой в самых неблагоприятных условиях. С каждым годом классному руководителю всё сложнее дать однозначный ответ на вопрос: классный руководитель – кто он сегодня, какими качествами должен обладать? В поле зрения классного руководителя огромное число задач, среди которых порой очень трудно выделить главную - в работе с детьми не бывает второстепенного, т.к. от решения или действия классного руководителя зависят основы психологического комфорта и стартовые посылы нравственного формирования растущего человека. В помощь учителю, работающему и в качестве классного руководителя, сознающему необходимость периодического переосмысления своей роли в воспитании ученика и его развитии, проводятся различные курсы, издаётся научно-методическая литература. Однако без творческого переосмысления каждым классным руководителем предлагаемых методик, без собственной коррекции и инновационного развития невозможно соответствие деятельности учителя ожиданиям конкретного ребёнка, родителей, педагогической общественности. В этом плане ценным и полезным оказывается включение педагога в систему неформального и информального образования [2,3]. Подчас живой опыт коллег, представленный на презентации передового педагогического опыта, на открытом уроке или классном мероприятии, становится для конкретного педагога толчком к созданию собственной системы, технологии, методики работы. В ходе таких событий, как конкурсы профессионального мастерства классного руководителя, проявляется и вторая позитивная составляющая профессионального смысла проведения этого конкурса – возможность рефлексии, самооценки классным руководителем своего собственного опыта и задач дальнейшего совершенствования в работе с детьми. Мы согласны с тем, что « самооценка уровня профессиональной компетенетности и самостоятельная рефлексия(саморефлексия) собственного профессионального опыта, осмысление достижений и проблем в своей педагогической деятельности — вещи неразрывно связанные, поскольку профессиональная компетентность педагога необходимо включает рефлексинную культуру».[3,стр 9]. Развитие этой культуры возможно не только традиционным способом в системе формального повышения квалификации, но и в процессе нововведений в ходе вариативного освоения способов неформального и информального образования. В этой связи автор этой статьи С.С. Талзи, лауреат конкурса педагогических достижений в номинации "Молодой учитель"(1999 г.), лауреат премии "Лучший классный руководитель Санкт — Петербурга"( 2006г.) представляет ниже свою концепцию деятельности классного руководителя, апробированную в ходе указанных конкурсов. Основными позициями концепции являются: 1) основы взаимодействия «классный руководитель – конкретный ученик», 2) классный руководитель – организатор жизнедеятельности детского коллектива, 3)классный руководитель – член педагогического сообщества образовательного учреждения.. Общие положения концепции. Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника. Непростые задачи, стоящие перед классным руководителем, можно решить только в том случае, если удается создать в классе благоприятный микро- и макроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Детям важны и необходимы любовь, общение и понимание. В мире высоких скоростей, которые сказываются и на человеческих отношениях, у ребёнка появляется ещё большая потребность в поддержке, в личном пространстве, наполненном теплом и любовью, созданном через призму семейных отношений и ценностей. Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что приоритетами его деятельности является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали и непреходящих общечеловеческих ценностей, работа по нравственному убеждению. 1. Основы взаимодействия «Классный руководитель – конкретный ученик». Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Многое из того, что ребенку необходимо реализовать в школьные годы – а он стремится понять и проявить себя, войти в различные человеческие сообщества – невозможно без участия педагога. Для ребенка в школе важно именно при содействии учителя реализовать еще одну свою актуальную потребность: быть принятым взрослыми людьми. Однако, встреча с педагогом может стать счастливым моментом для ученика, а может и глубоким разочарованием. Ответственность за эту встречу и ее последствия во многом определяется позицией педагога, классного руководителя как профессионала, который знает свое дело, понимает и принимает всей душой каждого своего воспитанника. Ученик для классного руководителя – основная ценность его воспитательной деятельности. И это означает, что педагог, находясь в «пространстве детства», принимает на себя ответственность за то, чтобы школьные годы ребенка стали счастливыми, светлыми, наполненными лучшими человеческими переживаниями. Когда дети приходят в 1 класс, они ждут чего-то необыкновенного. Всем им кажется, что они сразу станут умными и талантливыми, а учитель им будет другом. Стараниями учителя перед перед ребёнком открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, стремлении делать добро людям. Сказка, фантазия, игра, неповторимое детское творчество — вот верная дорога к сердцу ребенка. В то же время с ростом мастерства и опыта учитель ещё раз на собственной практике убеждается, что для успешного решения вопросов обучения, воспитания, развития и успешной социализации ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а именно единства всей связки «учитель + ребёнок + родители». Только в единстве действий и требований возможно добиться положительных результатов. Одна из основных задач классного руководителя – создание условий для свободного развития физических и духовных качеств учеников. Для этого в начальной школе, руководствуясь интересами детей, их возрастающими потребностями и психологическими особенностями возраста, необходимо максимально снивелировать все неблагоприятные факторы, мешающие свободному развитию позитивных наклонностей. Это требует от классного руководителя знания проблем физического и психического здоровья своих учеников и необходимо сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать о своих трудностях. Учителю и классному руководителю при выборе технологий обучения и воспитания прежде всего следует помнить, что от качества здоровья ребенка зависит его успешность в учебе и развитии. Важным направлением в деятельности классного руководителя мы считаем организацию общения, рассматривая его как средство воздействия, обуславливающее максимальное развитие личности ребёнка. Оно направлено на формирование личных интересов каждого ребёнка: к жизни, к человеку, к культуре. Классному руководителю важно уметь воспринимать детей как носителей индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела. Профессиональное и чисто человеческое удовольствие доставляет простая утренняя процедура обмена приветствиями. Вглядываясь в лица учеников, можно наблюдать их настроения, предполагать ожидания уже по тому, как входят они один за другим в школу. Настоящего учителя всегда волнует настроение ученика, поиск наилучших ответов на интересующие детей вопросы, способы оправдания ожиданий в самых разных областях жизнедеятельности. Трудности особого рода возникают в работе с социально-проблемными детьми. Не удаётся описать ощущение почти физической боли от соприкосновения с озлобленной детской душой: как много недополучают порой некоторые современные дети от своих близких, если волчонком смотрят они на мир; сколько добра, тепла и любви обходят их стороной! В таких случаях при организации общения с ребёнком на первый план выходит простое человеческое участие: этому ребёнку прежде всего необходимо оказать психолого-педагогическую поддержку - помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Необходимо помочь ребенку обрести навыки позитивного социального поведения: уверенность в себе, владение способами самовыражения своих позитивных качеств, самоорганизацию условий адекватного поведения. 2. Классный руководитель – организатор жизнедеятельности детского коллектива. Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся в урочное и внеурочное время. Главная цель в этом направлении - создание условий максимальной комфортности взаимоотношений детей и взрослых через приобщение к семейным ценностям. В связи с этим деятельность классного руководителя характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций, среди которых мы особо выделяем: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося в коллективе (при условии сохранения осознания каждым учеником собственной неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей путём вовлечения в игровой процесс); формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между детьми, родителями, учителями; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся. 3)Классный руководитель – член педагогического сообщества образовательного учреждения. Важную часть работы современного классного руководителя составляет организация взаимодействия с членами педагогического коллектива, которые могут оказать помощь в воспитательном процессе: социальный педагог, психолог, логопед, учителя — предметники. Совместная разработка общих педагогических требований и подходов к воспитанию на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам(разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет), совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях — вот неполный перечень дел, реализация которых эффективно проходит только в коллективном взаимодействии.. Для того, чтобы правильно изучить и проанализировать индивидуальные особенности учащихся, классному руководителю необходимо обратиться к помощи психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Данная информация помогает лучше понять ребёнка, его поведение, взаимоотношения в семье и помочь ему , а иногда и семье , в учёбе, в формировании дружеских отношений со сверстниками, часто даже и в самореализации, а так же это взаимодействие помогает при изучении и анализе развития коллектива учащихся. В каждой школе в зависимости от актуальных задач образовательного учреждения устанавливается круг должностных обязанностей классного руководителя; в школе № 325 в число этих обязанностей входит:
-установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
-проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
-организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
-работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и с воспитателями группы продленного дня;
-организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
-стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
-индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
-ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Самоменеджмент выполнения этих обязанностей — важная составляющая профессиональной компетентности классного руководителя. Включения инновационных компонентов в его деятельность требует сама жизнь. Легко или трудно постоянно работать в инновационном режиме? Пожалуй, ключом к ответу могли бы быть слова Д. Лихачёва: «В жизни надо иметь своё предназначение - служение какому–то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен». Важными условиями обеспечения инновационного режима, верности избранной профессии и оптимизации усилий на пути к успеху мы считаем такие сущностные характеристики педагогической деятельности, как организация и коллегиальность. Мы согласны с В.Ю. Кричевским в том, что в контексте педагогической деятельности наряду с процессами обучения, воспитания, развития,формирования необходимо рассматривать такую сущностную характеристику, как организация. «...проявляя все черты деятельности как таковой: сознательность, социальность, предметность,продуктивность, педагогическая деятельность отражает и особенности её деятельности как профессиональной, то есть её гуманистический, коллективный и творческий характер»[4, стр143-144.]. Подводя итог, можно сказать, что хороший классный руководитель сегодня тот, кто относится к своей работе неформально и ответственно, сочетает качества педагога, психолога, воспитателя, частично — психотерапевта; постоянно учится сам и учится в творческом взаимодействии с коллективом школы. И тогда к учителю охотно обращаются ученики со своими радостями и бедами. И если удаётся пробудить лучшие чувства в детях, испытать мгновения, когда победа и радость ребенка стали общими для его родителей и учителя — тогда результат работы приносит всем новые силы для дальнейшего развития.
1.Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006г. №1)
2.Аналитический обзор по образованию Саммита 8 -2006, г. Санкт-Петербург.
3. С.В. Алексеев, С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования. Методическое пособие. СПб: СПб ГУПМ, 2003- 53с.
4. В.Ю. Кричевский. Менеджмент и маркетинг в структуре повышения квалификации педагогических кадров. - Актуальные проблемы Современного образования. - учебно-методич. пособие для учителей. Под ред Воронцовой, С.В. Алексеева — СПб.: СПб ГУПМ, 2002.-238 с.